Члены ТЭО ПИВ и «Группы 24» обвинили Таджикистан, в несоблюдении религиозных свобод. Но, уж чего-чего, а религиозной свободы в Таджикистане вплоть до недавнего времени было предостаточно – хоть отбавляй! Её было так много, что разрешённая до поры до времени их террористическая Партия исламского возрождения под флагом ислама активно исповедовала и пропагандировала идеи терроризма и экстремизма, что привело к вооружённой попытке государственного переворота с целью свергнуть светское правительство и конституционный строй.

Статья 17 Конституции РТ гарантируют права и свободы каждого, независимо от его вероисповедания, статья 26 также гласит, что «каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов».
В Таджикистане действует более 4 тысяч мечетей, около 20 религиозных учебных заведений. В республике существует практика обучения основам религии, функционирует Исламский университет. Здесь созданы необходимые условия, гарантируемые законами, для динамичного развития проживающих в республике наций и народностей, с учетом особенностей их культуры, языка и религии.
В своё время более 1,4 тыс. молодых таджикистанцев обучались в религиозных высших учебных заведениях за рубежом, где, как показали последние военные события на Ближнем Востоке, обучают не только богословию, но и дают боевую террористическую подготовку.
Запрет властей на ношение хиджабов в госучреждениях и общественных местах, призывы и рекомендации обратиться к национальным традициям одежды вызвали не только широкую поддержку населения, но и спекуляции на этой теме. Вопреки национальным традициям и здравому смыслу, отдельные «истинные приверженцы ислама», обзаводятся несколькими жёнами одновременно, не заботясь об их материальном содержании и моральной поддержке. Они дают детям арабские имена, а также имена, по их мнению, ассоциируемые с исламом.
Наученный горьким опытом Таджикистан, уверенно движется в правильном направлении в вопросах, касающихсяотношения светской власти к религии. В обществе есть сторонники укрепления ислама и их оппоненты, но и те, и другие признают, что сегодня для радикального ислама в Таджикистане нет места.
Можно много и долго рассуждать о предоставлении свободы совести и религии в Таджикистане, для пущей убедительности приводить другие реальные факты. Но, ни в этом дело. Важно другое – как откликается демократичное отношение и либеральные шаги властей к религии и верующему гражданину, с чем конкретно сталкивается республика, проявляя такую толерантность?
Современный Таджикистан представляет собой открытое государство и общество. В республике, как бы её не критиковали, существуют политическая стабильность, свобода слова и религии, плюрализм мнений, экономическая политика «открытых дверей». Республика Таджикистан – пример тому, что в демократическом, базирующемся на рыночной экономике обществе ислам как созидательная религия может не только существовать, но и успешно развиваться. Если, конечно, традиционная вера не извращается внешними силами и не принимает уродливые формы терроризма и экстремизма.
Ибрагим Султонов, политолог

Шарҳи худро гузоред

Еmail-и шумо нашр нахоҳад шуд. бахшҳои ҳатми бо * ишора шудаанд *

*

code