16 октября с.г. в г.Хорог Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан состоится заседание местного хукумата и актива области по итогам работ, связанных с обеспечением здесь правопорядка. Мероприятия по наведению порядка прошли по плану, в рабочем режиме, без жертв. Жители ГБАО были уверены, что «ни к одной улице, махалле и ни в одном кишлаке правоохранительными органами операции против мирных граждан проводиться не будут».

Отчёт о проделанной работе с конкретным указанием фамилий лиц, находившихся в розыске, добровольно сдавшихся местным властям, сведения о сданном и изъятом оружии и нарковеществах опубликован Межведомственным штабом правоохранительных органов. Как заверил председатель ГБАО Ёдгор Файзов: «В Хороге все спокойно!». Целенаправленная работа ведётся исключительно в отношении преступных групп и отдельных лиц, не сдавших оружие и боеприпасы, которые представляют реальную угрозу мирным жителям.

Однако данная ситуация стала информационным поводом жёлтым СМИ трактовать и комментировать общественно-политические события РТ в тенденциозном, провокационном ключе. За время проведения мероприятий по наведению правопорядка в ГБАО отдельные сайты публиковали материалы, освещающие происходящие там события в недружественном, враждебном тоне. Их авторы пытались сеять панику и нагнетать обстановку, пугая «жёсткими силовыми акциями» со стороны правительственных сил. Такого не планировалось и не случилось. Армия участия не принимала.

Некоторые эксперты связали проходящие в ГБАО мероприятия по борьбе с криминалом и наркобизнесом с появлением в соседнем Афганистане боевиков ИГИЛ под командованием Гулмурода Халимова. В их числе Владимир Прохватилов («Инфильтрация джихадистов в Таджикистан: инициатор – США, финансист – Саудовская Аравия») и Любовь Степушова («Удержит ли Россия границу по Пянджу и Амударье?»). Последняя – журналистка сайта pravda.ru, дочернего издания прокоммунистической газеты «Правда», скрывавшей таковую от читателей на протяжении 70 лет. Сегодня часть её бывших авторов, исповедующих такую же информационную политику, перекочевали на pravda.ru. Поэтому Л.Степушова не стесняется цитировать пособника криминальных памирских авторитетов Алима Шерзамонова, бежавшего за границу от правосудия и огромных долгов. При этом она даже не удосужилась уточнить, что в гражданской войне 90-х гг. в Таджикистане погибли не более 60 тысяч человек, а более 150 тысяч!
Л.Степушова называет беглого предателя Халимова «угрозой» и задаётся вопросом «неужели в Таджикистане намечается “новая Сирия”? Спешим её успокоить, что таджикско-афганская граница находится под тотальным контролем технически оснащённых и физически подготовленных пограничников РТ. Сегодня, как и предполагает эксперт Александр Собянин, скорее всего, “Халимов не будет прорываться в Таджикистан”. Главная задача, поставленная перед ним — военное противостояние талибам на севере Афганистана.

Реальную угрозу для Таджикистана представляют планы находящихся в розыске руководителей и активистов террористическо-экстремистской организации Партия исламского возрождения (ТЭО ПИВ), боевики военного крыла которой – «Джамаат «Ансаруллох» находятся в Афганистане. ТЭО ПИВ на территории ИРА готовит вооружённые террористические группы, которые, маскируясь, совершают диверсии под знамёнами других международных террористических организаций. Как это было 29 июля 2018 года, когда после совершения теракта в отношении иностранных туристов члены ТЭО ПИВ представили себя членами ИГИЛ. Главная и конечная их цель – построение на территории Таджикистана, а позже и Центральной Азии, исламского государства, чему способствуют иранские спецслужбы (МИ, КСИР). Они вербуют боевиков в странах СНГ, обучают их в иранских тренировочных лагерях и после диверсионной подготовки забрасывают в Афганистан. Мелкими группами террористы пытаются просочиться на территорию Таджикистана, в том числе через Пяндж и Амударью». Однако тезис о том, что “граница по рекам Пяндж и Амударье — это абсолютно надёжная граница, которую держит Россия» некорректен. Уже несколько десятилетий таджикские пограничники охраняют госграницу самостоятельно, успешно справляясь с поставленными задачами, внештатными и экстренными ситуациями, показывая высокий уровень технической и кадровой оснащённости, боевой и тактической подготовки, слаженного взаимодействия.

По разным оценкам, в соседнем Афганистане находится до 9 тысяч боевиков «Исламского государства», а непосредственно на афгано-таджикской границе, сосредоточены до 7 тысяч боевиков движения «Талибан» и других международных террористических организаций, среди которых немало граждан стран Содружества. Это представляет опасность не только для Таджикистана, но и для всех среднеазиатских республик, от чего многократно усиливается уязвимость границ остальных стран СНГ.

Перспектива «достижений» средневекового уровня, к которому отброшена Сирия, мало кому кажется привлекательной. Как показали сентябрьские события 2015 года, радикальным религиозным движениям подобным ТЭО ПИВ прийти к власти в Таджикистане вооружённым путём никто не позволит. Законный, парламентский путь к управлению государством исламистам здесь теперь тоже заказан. Разве разумно подвергать свой и без того многострадальный народ новым испытаниям, в результате которых он только ослабнет и может потерять то, что имеет сегодня?

Таджикистан, учитывая нарастающую угрозу в непосредственной близости, на протяжении всей многокилометровой границы с Афганистаном, усугублённую сложным горным ландшафтом, принимает превентивные и контрмеры по защите непосредственно своих рубежей, а, следовательно, и общих границ стран СНГ. К ситуации подключились стратегические партнёры, которые оказывают помощь в сфере обеспечения безопасности: в инженерно-техническом оснащении, модернизации ВС РТ, посредством поставки вооружения и военной техники; в подготовке таджикских офицеров.

Регулярно обсуждаются вопросы об усилении контроля на общих рубежах СНГ силами ОДКБ, о пунктах базирования КСОР ОДКБ на границе Таджикистана и Афганистана в направлениях Шахритус, Пяндж, Хамадони и Дарваз. По сведениям специалистов, при попытках боевиков «Талибан», ИГ или любой другой террористической организации вторгнуться на территорию Средней Азии, вначале они рискуют столкнуться с силами объединённой коалиции трёх стран – Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана. Вероятнее всего, к ним присоединится и Узбекистан. Затем, в течение 3-х суток сюда подтянутся коллективные силы ОДКБ, численностью до 30 тысяч человек и войска государств-участников ШОС. Кроме того, напряжённая ситуация повышает меры ответственности 201-ой российской военной базы, дислоцированной непосредственно в Таджикистане. Общее количество российских военнослужащих составляет здесь около 6 тысяч человек, оснащённых самым современным вооружением.

Андрей Пулатов,пограничник

Шарҳи худро гузоред

Еmail-и шумо нашр нахоҳад шуд. бахшҳои ҳатми бо * ишора шудаанд *

*

code