В конце августа 2014 года, после проведения более 3,5 лет исследований Технико-Экономической оценки и Оценки экологического влияния и социального воздействия проекта Рогунской ГЭС, Всемирный Банк оповестил о жизнеспособности проекта Рогунской ГЭС. За истекший период были изучены все стороны проекта.

Ведущими специалистами международного уровня заново исследовались вопросы геологии, горной механики, гидрогеологии, гидрологии, сейсмики, флоры и фауны, наличие наследия культуры в затопляемый акватории и другие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проекту, который долгое время был предметом спора отдельной прослойки творческой интеллигенции. Технические исследования подтвердили неопровержимость проектных решений, и как экономические, так и технические решения полностью доказали обоснованность принятых первоначальных параметров Рогунской ГЭС. Еще тогда Всемирный Банк подчеркнул, что проект соответствует международным требованиям.
Сегодня, у народа Таджикистана национальный праздник. 16 ноября сего года при непосредственном участие Президента РТ Эмомали Рахмона, вице-президента ВБ по региону Европы и Центральной Азии Сирил Мюллера, заместитель Министра иностранных дел Итальянской Республики Манлио ди Стефано и многих других иностранных гостей был дан старт первому агрегату Рогунской ГЭС. Таджикистан ждет светлое будущее в прямом смысле этого слова.
Но, на пути к осуществлению этого глобального события были и серьезные преграды, создаваемые под влиянием различных факторов. Вспомнить, чтобы не повторить их вновь.
Для этого необходимо возвратиться в 1987 год, осенью которого была перекрыта река Вахш. Полным ходом шла стройка самой крупной в Средней Азии Рогунской ГЭС. На стройке работали порядка 13 тысяч человек. Проводились ежемесячные, а то и чаще планерки, рассматривавшие ход выполнения сетевого графика по строительным и монтажным работам. Свердловск готовил гидрогенераторы, Харьков – турбины, а Запорожье-трансформаторы. Заводы-изготовители огромного Советского Союза своевременно поставляли необходимую продукцию Рогуну. Главным производственным управлением энергетики и электрификации в целях бесперебойного электроснабжения стройки была введена в эксплуатацию отдельная ЛЭП-220 кВ с подстанцией. Одновременно строилась ЛЭП- 500 кВ «Рогун–Регар», для выдачи мощности первых двух агрегатов. Все свидетельствовало о том, что в 1990 году будут введены в эксплуатацию два первых агрегата Рогунской гидроэлектростанции.
В своих воспоминаниях академик Б.Сироджев говорит, что в 1988 году, в один из дней июня, по телефону он, в качестве руководителя энергетического ведомства, получил команду от руководства республики немедленно выехать в Комсомолабадский район, где собрались более 7 тысяч человек и требуют приостановить строительство Рогунской ГЭС. Он поехал с другими руководителями министерств и ведомств в Комсомолабадский район и убедился, что действительно собралось огромное количество народа, преимущественно религиозной направленности, требующего прекратить строительство Рогунской ГЭС. Его попросили объяснить собравшимся людям, для чего нужна ГЭС. Он рассказал о значении Рогунской ГЭС для проживающих в республике и других преимуществах Рогуна. Хотя его и выслушала толпа, но не успокоилась. Поскольку он находился в середине толпы, один из ее участников вышел к нему навстречу и сказал: «Товарищ Сироджев, мы вас хорошо знаем, можете ли нам объяснить, почему ваши работники взыскивают с нас за 1 киловатт-час потребляемой электроэнергии по 4 копейки, в то время как государство установило нашему району по 1 копейке за киловатт-час». Сироджев не стал говорить, что он не прав, а спокойно и деликатно спросил его фамилию, адрес, где он проживает и кем работает. Он назвал свою фамилию (из этических соображений не будем указывать), сказал, что работает учителем и назвал свой кишлак. После этого Б.Сироджев обратился ко всем собравшимся, как к свидетелям, и обещал проверить это обращение. Сказал: «Если мои работники взыскивают денег больше, чем положено, то понесут наказания, а излишне полученные деньги будут возвращены, и я буду просить извинения перед всеми за моих работников. А если Вы неправы, то должны будете публично извиниться».
Спустя две недели Б.Сироджев поручил организовать проверку. После проверки его работники представили ему газету «Хакикати Комсомолобод» («Комсомолабадская правда»), где была отпечатана статья корреспондента газеты под названием «Муаллими баркдузд» («Учитель, который ворует электроэнергию») и его письмо на имя Б.Сироджева, где он просит у него извинения и говорит, что «неправильные люди» его натравили на инженера. Подобных эпизодов было достаточно много.
Электричество – это мировоззрение, это образование, это культура. Ведь электроэнергией сегодня отапливают дома, приготовляют пищу и подогревают воду. Дефицит электроэнергии вынуждает в самый холодный период года вводить ограничения и отключения электричества. Энергосистема вынуждена переходить на почасовую подачу электроэнергии потребителям. А когда будет Рогунская ГЭС, не только не будет ограничений, но также смогут работать сотни предприятий в республике, это сотни рабочих мест, наши земляки не будут покидать родных и близких в поисках работы и ехать в Россию, Казахстан и другие страны.
В Душанбе в июле 2010 года проходила Водная конференция. В материалах конференции был отмечен следующий факт. Известный в Таджикистане и за его пределами доктор исторических наук Виктор Дубовицкий в интервью СА-NEWS рассказал об истории инициированных исламистскими организациями, такими как Партии исламского возрождения (ТЭО ПИВ) акций протестов общественности республики против строительства Рогунской ГЭС в те годы: «Во время перестройки были созданы несколько общественных организаций, которые выступили против крупных промышленных проектов на основе того, что эти объекты могли повредить экологии Таджикистана, навредить здоровью населения». По его словам, «первым шагом протеста послужил телевизионный клуб «Ру ба ру» («Лицом к лицу»), затем появились ТЭО ПИВ и другие. Рогунская ГЭС была предметом их нападок, которая для них была просто символом коммунистического режима. Одним из доводов было уничтожение зоной затопления уникальной самобытной культуры. Эти выступления были эмоциональные, громкие и скандальные. В настоящее время говорить о запрете строительства Рогуна на тех основаниях, которые тогда выдвигались, просто смешно».
Горько признать, но тогда значительная часть населения страны пошла на поводу у исламистов из ТЭО ПИВ и лишила себя света и тепла в зимние холода на долгие годы. Не секрет, что ТЭО ПИВ и их представители, лицемерно прикрывавшиеся лозунгами защиты народа и выдававшие себя за патриотов, отцов и матерей нации, в действительности сыграли трагическую роль в судьбе таджикской государственности.
Как ни прискорбно, но этим псевдопатриотам удалось добиться многого в том, чтобы обречь народ Таджикистана на многолетние лишения и страдания. Уже в 1988 году союзным Правительством было сокращено финансирование строительства Рогунской ГЭС более, чем на 30%. А когда на Кремлевской площади некоторые представители республики под руководством своих вожаков исламистов, потерявшие всякое человеческое достоинство и моральные устои, подняли лозунг «Долой Рогунскую ГЭС», союзным правительством сознательно на 1989, 1990 годы была выделена лишь половина средств, предусмотренных на строительство Рогунской ГЭС. Таким образом, был сорван ввод в действие двух агрегатов Рогуна до распада СССР.
Историческая картина разрушения стратегического энергетического проекта в советский период, руками исламистов из ТЭО ПИВ приведшая Республику Таджикистан к таким последствиям, которые ощущал каждый житель республики.
Сегодня, когда все трудности по строительству уникальной Рогунской ГЭС разрешены и запущен первый агрегат важно не повторить прежних ошибок. А членам ТЭО ПИВ находящимся в Европе признать свое поражение и никчемность.

Ибрагим Султонов, общественный деятель

Шарҳи худро гузоред

Еmail-и шумо нашр нахоҳад шуд. бахшҳои ҳатми бо * ишора шудаанд *

*

code