Республика Таджикистан, находясь в центре современных геополитических процессов, является объектом внимания и притяжения интересов ряда крупных мировых держав. Понимая это, руководство страны, проводя открытую, миролюбивую, многополярную внешнюю политику, старается использовать данный фактор с максимальной пользой для своего государства и народа, находить взаимовыгодные для всех сторон компромиссы.
Военно-техническая и консультативная помощь, взаимодействие Таджикистана с Россией, КНР, странами СНГ, ЕС и США в этом направлении дают повод отдельным экспертам и журналистам эксплуатировать заданную тему в угоду недружественным силам, с целью вызвать недоверие, подозрение, внести раздор между указанными государствами.
Таджикистан – важная стратегическая составляющая различных политических форматов и объединений. Именно на его военных полигонах проходят регулярные учения с участием военнослужащих стран-участниц СНГ и дальнего зарубежья. Здесь в тренировочных боях с условным противником решаются задачи по отражению не только возможного внешнего агрессора, но и по уничтожению мятежников и террористов внутри Таджикистана, России и на территории их стратегическим союзников. Тренировки связаны с подготовкой и применением межвидовых группировок войск при ведении военных действий на центрально-азиатском стратегическом направлении. Сценариями учений предусматривается, на фоне условной военно-политической обстановки, проведение практических действий войск на полигонах, расположенных на территориях РФ, Таджикистана, Киргизии и Казахстана. В основу действий положено совместное выполнение задач силами КСБР (Коллективные силы быстрого развертывания) и КСОР (Коллективные силы оперативного реагирования) ОДКБ. Таким образом, идеи о возможности применения коалиционных войск не только «на случай вмешательства других государств извне, но и при вмешательстве других государств изнутри ОДКБ, реализуются на практике.
Помимо этого, РТ плодотворно сотрудничает с США в сфере обороны и региональной безопасности, в том числе в содействии достижения мира и стабильности в Афганистане. Таджикистан получает военную консультативную, учебную, материально-техническую помощь от иностранных государств, заинтересованных в безопасности и стабильности в регионе. До 2025 года Россия планирует инвестировать в модернизацию таджикской армии около $200 млн. Программа модернизации таджикской армии рассчитана на три этапа – первый прошёл с 2013 по 2015 год, остальные займут по пять лет до 2025 года. Американцы оказывают материально-техническую помощь воинским и специальным подразделениям Таджикистана, в частности – пограничным войскам для усиления защиты таджикско-афганской границы. Дальнейшее расширение и укрепление сотрудничества в этом направлении будет продолжаться.
Присутствие в Таджикистане 201-й РВБ остаётся стабилизирующим фактором в республике и регионе. Российская сторона выражает готовность и впредь оказывать РТ союзническую военную помощь. Тому подтверждение – долгосрочное нахождение здесь на безвозмездной основе Российской военной базы, расквартированной на территории республики ещё с советских времён. Таджикистан является самой важной российской военной платформой в Средней Азии. Сегодня, несмотря на то, что Вооруженные силы Таджикистана в силах самостоятельно обеспечить безопасность государства, защитить его территорию и пограничные рубежи, нахождение на территории РТ 201-й РВБ благоприятно для обеих стран.
Международное военное содружество становится ещё более актуальным, в свете современных угроз, вооруженных конфликтов в Афганистане и странах Ближнего Востока. Подобное развитие событий нельзя исключать в других государствах, в том числе в Средней Азии. Таджикистан должен быть готов к таким инцидентам. Поэтому подобные ситуации отрабатываются на совместных учениях, решения по их устранению принимаются коллегиально. Стратегия и тактика военных действий разрабатывается опытным штатом военных институтов. Планы реальных или предполагаемых военных операций не составляются просто так, не берутся «с потолка». Дипломированные профессионалы своего дела опираются на множество факторов: оперативную ситуацию в регионе и в мире в целом; политический, экономический, социальный и финансовый потенциал; технические и информационные возможности всех сторон противостояния; опыт ведения боевых действий в мусульманских регионах и многое другое.
Вопреки мнению военного обозревателя Александра Хроленко, считающего, что «оружейный бизнес Вашингтона в Таджикистане и в целом укрепление позиций США в Центральной Азии не отвечает интересам Душанбе и Москвы», достаточно тесное сотрудничество Таджикистана с представителями западных военных ведомств, в том числе США, не дают повода и оснований отменять ранее достигнутые договорённости с остальными стратегическими партнёрами. В частности, продуктивные таджикско-американские связи никак не отменяют и не мешают традиционному таджикско-российскому военному сотрудничеству. Именно такие, разнонаправленные внешние, широко ориентированные отношения отражают многовекторность таджикской внешней политики.
Несмотря на то, что таджики никогда не были завоевателями и считаются оседлой, не кочевой, не воинствующей нацией, сохранились многочисленные литературные памятники, свидетельствующие о храбрости и военном умении этого народа, который на протяжении столетий был способен защитить себя и свою страну от завоевателей и поработителей.
Сегодня военной, технической и консультативной поддержкой России, стран-участниц ШОС и ОДКБ Таджикистан заручился. Это – на всякий крайний или гипотетический случай террористических или революционных атак. Стратегических партнёров РТ выбирает не под давлением, а сугубо добровольно, согласно устоявшимся традициям, на основе собственного опыта доверия и благонадёжности. Отдавая приоритет проверенным деловым связям. Поэтому верность старому, проверенному военному партнёру – России, не исключает общения с новым – США.
Андрей Пулатов,
пограничник, журналист