ОБСЕ – одна против всех
Участие Таджикистана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе продиктовано необходимостью поддерживать и укреплять безопасность на национальном, региональном и международном уровнях. Однако не всегда общие задачи по борьбе с международным терроризмом, реализация проектов в этой сфере, согласованные ранее РТ и ОБСЕ, решаются без проблем, в тесном взаимодействии, на основе консультаций с властями Таджикистана, при полном соблюдении законов и правил этой страны. Зачастую представители ОБСЕ действуют по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу» или согласно поговорке «хоть кол на голове теши».
Одно из последних заявлений Главы Офиса программ ОБСЕ в Душанбе Туулы Юрьёля на этом посту было о том, что она приняла к сведению сообщения, высказанные участниками акции протеста перед воротами здания ОБСЕ в Душанбе, так как эта организация выступает за право на свободу мирных собраний и свободу выражения. Она также пояснила, что целенаправленно членов ТЭО ПИВ не приглашали на конференцию ОБСЕ. По ее словам, это мероприятие открыто для желающих в нём участвовать людей, которые не допускают использования насилия или террористической деятельности. Однако отдельные нечистоплотные журналисты и ракторы сайтов, в числе которых «Фаргана.Ру», воспользовавшись ситуацией и неясность момента, сразу использовали мнение и слова чиновницы в своих информационных целях. Так, вышеуказанное СМИ приписало Тууле Юрьёля слова, которые она не произносила о том, что, якобы, Партия исламского возрождения не является международно признанной террористической организацией, поэтому может быть полноправным участником конференции ОБСЕ по правам человека в Варшаве.
Чтобы предупредить возможное дальнейшее эксплуатированние и тиражирование вышепревидённой фразы напомним, что утром 7 сентября с.г. возле офиса ОБСЕ в Душанбе прошёл массовый пикет против участия запрещённой Верховным Судом РТ террористическо-экстремистской организации Партия исламского возрождения в этой конференции. У здания представительства собралось более ста молодых людей с плакатами и лозунгами, осуждающими ТЭО ПИВ. Протестующие не нарушали общественный порядок, но скандировали: «Долой терроризм!». В акции участвовала Гулчехра Шодмонова – мать Хусейна Абдусамадова, совершившего в составе преступной группировки теракт в
отношении иностранных велотуристов. Женщина обвинила Кабири в том, что он и его партия сбивают с пути молодых людей, превращая их в террористов. По их вине её сын будет отбывать уголовное наказание, вместо того, чтобы строить свою личную жизнь. Убитая горем мать заявила, что если ОБСЕ пустит Кабири на конференцию по правам человека в Варшаве, она демонстративно сожжет себя.
Важно отметить, что ТЭО ПИВ и её активисты проходят ни по одному, а включены в ряд списков террористических, экстремистских и сепаратистских организаций и лиц к ним причастных, составленных РАТС ШОС, АТЦ СНГ, ОДКБ, Интерпол. И чиновнику уровня ОБСЕ это должно быть известно. Тем более что из 57 государств-участников ОБСЕ тринадцать стран, входящих также в указанные международные политические и правоохранительные структуры, признали названную партию террористической и экстремистской организацией. Данные о ТЭО ПИВ занесены в единый Перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях этих государств, а сведения об активных членах ТЭО ПИВ и её руководителе М.Кабири вошли в Единый розыскной реестр указанных структур.
Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Индия и Пакистан, входящие в ШОС, вместе занимающие территорию в 4,4 млн. км2, населённую более 3,3 млрд. человек, составляют около половины (от 7,6 млрд.) населения планеты. Прибавьте сюда население и территорию Армении и Беларуси, входящих в состав ОДКБ, где ТЭО ПИВ также внесена в единый Реестр организаций, признанных террористическими и экстремистскими в государствах-членах этой организации. Добавляем Азербайджан, Молдову и Туркмению, являющихся странами СНГ, где в его АТЦ функционирует общий Банк данных о террористах. Более того, стратегические партнёры названных организаций – Контртеррористический комитет СБ ООН, Интерпол, Комитет экспертов по борьбе с терроризмом Совета Европы (CODEXTER), Евразийская группа по противостоянию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, международные организации в странах ЕС, Израиле, Турции, Египте и др. и известные мировые политики также осуждают террористическую деятельность ТЭО ПИВ.
В связи с этим понятно, что, не допустив участие активистов ТЭО ПИВ в конференции, ОБСЕ встанет в один ряд с многочисленными международными организациями, признавшими, что эта партия представляет реальную и потенциальную террористическую угрозу
безопасности региона и мира, борьба с которой входит в компетенцию ОБСЕ.
В свою очередь, учитывая важность взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом, таджикская сторона, участвующая во многих мероприятиях по поддержке безопасности в регионе и мире, несмотря на неоднозначность сложившейся ситуации, направит на совещание ОБСЕ в Варшаве своих делегатов. В нём примут участие первый заместитель председателя ЦСИ Сайфулло Сафаров и декан Исламского института Таджикистана Мулло Абдурахим Каримов.
Рустам Алимов